БОЕВАЯ МАШИНА ПТУР 9П149 ПРОТИВОТАНКОВОГО УПРАВЛЯЕМОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА 9К114 "ШТУРМ-С"

 

 Комплексы ПТУР

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

   Принятые на вооружение Советской Армии в 1974 г. противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) "Фагот" (переносной) и "Конкурс" (самоходный) надежно обеспечивали поражение бронированных целей противника на тактическую глубину боевых порядков первого эшелона. Однако, по мнению военного руководства, для успешного решения задач противотанковой обороны войск, было необходимо средство, поражающее бронированные цели и на больших дальностях. Одновременно с началом разработки упомянутых ПТРК, в Конструкторском Бюро Машиностроения (КБМ, ныне АО "Научно - производственная корпорация "КБ машиностроения"", г. Коломна Московской обл.) под руководством известного советского конструктора ракетной техники С.П. Непобедимого началась разработка дальнобойного ПТРК. Одним из требований заказчика являлось обеспечение сверхзвуковой скорости полета ракеты. Это объяснялось тем, что противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) ПТРК 9К113, управлялись по проводам и, как следствие, имели дозвуковую скорость полета, что было приемлемо для дальностей поражения целей этих комплексов, на дальностях же поражения свыше 4 000 м полетное время ракеты увеличивалось до 30 с., что давало время экипажу цели оперативно среагировать при засечке пуска ПТУР путем постановки помех, дымопуском, да и огневым поражением самой пусковой установки. По этой причине причине разработчики сразу же отказались от принципа управления ракетой по проводам и сосредоточились на радиокомандном способе. Новый комплекс разрабатывался в двух вариантах - для вооружения вертолетов "Штурм-В" и сухопутном - "Штурм-С". Обеспечение сверхзвуковой скорости ПТУР потребовало значительного по сравнению с ПТУР 9М111 увеличения боевой массы ракеты.  Для уменьшения аэродинамического сопротивления новая ракета проектировалась с малым диаметром (калибром). При первых же летных испытаний ракеты выяснилось, что из-за значительной скорости полета на высоте до 6 м в результате воздействия возникающей воздушной волны на сухой грунт образуется облако пыли, затрудняющее наведение ракеты на цель. Проблема с помощью специалистов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ, ныне ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт" г. Жуковский Московской обл.) была решена введением для аппаратуры управления комплекса режима "Пыль", включающегося механически перед пуском и обеспечивающий полет ракеты на маршевом участке траектории на высоте выше линии визирования.  Новый ПТУР 9М114 (под таким названием была принята на вооружение в 1979 г.) представляет собой единую конструкцию состоящую из трех основных частей: управляемой ракеты, разгонного двигателя и транспортно-пускового контейнера (ТПК).  ПТУР выполнена по аэродинамической схеме "утка" и конструктивно состоит из боевой части, расположенной в передней части ракеты, рулевого отсека, располагающегося за боевой частью, двигательным отсеком с маршевым зарядом 9Х183 в центральной части, приборного отсека, расположенным за двигательным отсеком; на корпусе приборного отсека имеются четыре дугообразных пера рулевого управления. За приборным отсеком размещен разгонный двигатель с выбрасывающим зарядом 9Х184. Разгонный двигатель находится вне корпуса ракеты и отбрасывается на грунт после выхода ПТУР из ТПК. После нажатия оператором кнопки "Пуск" на своем пульте, происходит запуск турбогенератора, электрозапитка бортовой аппаратуры, выход гироскопического распределителя в рабочий режим и через 1 с. запуск разгонного двигателя. Под действием тяги разгонного двигателя ракета покидает ТПК, получая при этом вращательное движение. После выхода ПТУР за пределы ТПК под воздействием центробежной силы расправляются рули и дугообразные перья, которые стопорятся в рабочем положении и начинает работу маршевая двигательная установка, которая разгоняет ракету до сверхзвуковой скорости. Управление ПТУР осуществляется по командной радиолинии, в процессе которой оператор удерживает марку прицела на цели. Система управления автоматически удерживает ракету на линии визирования. При встрече с преградой срабатывает взрыватель, детонирует боевая часть и поражает цель. В 1978 - 1979 гг. комплекс "Штурм-С" прошел все этапы испытаний и осенью 1979 г. был принят на вооружение под названием ПТРК  9К114 "Штурм-С". Вертолетный комплекс был принят на вооружение несколько ранее. Серийное производство комплекса в том же году было организовано на Ижевском машиностроительном заводе (Ижмаш, ныне ОАО "НПО "Ижевский машиностроительный завод""). Шасси для боевой машины на базе МТЛБ производилось на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод"). В середине 80-х была разработана и принята на вооружение комплекса ПТУР 9М114Ф с фугасной (термобарической) боевой частью, предназначенной для поражения живой силы противника в укрытиях и их разрушения.  
     ПТРК 9К114 предназначен для поражения танков и других бронированных целей, отдельных полевых фортификационных сооружений и низколетящих (до 3 000 м) малоскоростных воздушных целей. Комплексом комплектуются истребительно - противотанковые артиллерийские подразделения и части корпусного, армейского и фронтового подчинения. В состав ПТРК входят: боевая машина 9П149, ПТУР 9М114, 9М114Ф (позднее 9М120 и ее модификации), контрольно - проверочная машина 9В868 (на шасси ЗИЛ-131), контрольно - проверочная аппаратура 9В540, одиночный, групповой и ремонтный комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности), тренажер 9Ф618М1 (на шасси ЗИЛ-131), практические ПТУР  9М114Практ,   учебно - тренировочные ПТУР 9М114 Макет, учебная ПТУР 9М114 Учебн., разрезной макет ПТУР 9М114 Разр., комплект учебных наглядных пособий. Основной составляющей комплекса является боевая машина ПТУР 9П149 на шасси МТЛБ (многоцелевой транспортер легкий бронированный), которая состоит из боевой части, бронекорпуса, силовой установки (дизельный двигатель ЯМЗ-238В с навесным оборудованием), гусеничной ходовой части, трансмиссии, фильтр - вентиляционной установки ФВУ. В бронекорпусе размещаются отделение управления, силовое отделение и боевое отделение. Отделение управление расположено в передней части корпуса, где оборудованы рабочие места механика - водителя и оператора ПТУР (командир боевой машины). Сидение механика водителя смонтировано между главной передачей и двигателем, сзади отделено перегородкой от трансмиссии. Справа от него располагается кресло оператора. В отделении управления находятся наблюдательные приборы механика - водителя и командира, контрольно - измерительные приборы и механизмы управления машиной, радиостанция Р-123М (на рабочем месте оператора ПТУР), однолинейная радиокомандная аппаратура полуавтоматического наведения ПТУР обзорно - прицельная система (ОПС) 9С484 "Зарница"состоящая из прибора управления 9С823, блока усилителей 9С824, распределительной коробки 9С825, блока выработки команд 9С826, пульта контроля 9С827, электроблока 9С828 и пульта управления 9С829. ОПС предназначена для поиска, обнаружения и сопровождения целей на всех дальностях стрельбы, определения дальности до цели с помощью дальномерной шкалы, выработки в определенной последовательности команды пуска ПТУР 9М114 с пусковой установки, автоматического управления ракетой в полете, управления приводами пусковой установки и антенны. Управление ПТУР в полете осуществляется на основе приема аппаратурой инфракрасного импульса с лампы - фары ракеты, определения отклонения ракеты от линии визирования, выработки и передачи корректирующей радиокоманды на управляющие машинки ракеты. Силовое отделение располагается в центральной части машины. В кормовой части располагается боевое отделение в состав которого входят: пусковая установка и механизм боеукладки барабанного типа. На крыше боевого отделения расположен прямоугольный люк, оборудованный автоматически открывающейся крышкой. Пусковая установка 9П149 предназначена для захвата ПТУР 9М114 из механизма боеукладки, стыковки бортразъема ракеты с электроцепями запуска аппаратуры управления, перевода боевой машины в боевое положение и обратно, наведения на цель и производство пуска ПТУР, сброса пустого ТПК ракеты. Она состоит из люльки с механизмом привода кареток, станка с механизмами наведения, редуктора привода, уравновешивающего механизма пружинного типа,  стопорного механизма. Пусковая установка шарнирно закреплена на крыше боевого отделения и может занимать два фиксированных положения: походное или боевое.
     ПТРК 9К114 и его модификации до сих пор состоят на вооружении вооруженных сил России, Армении, Белоруссии и Казахстана. По некоторым сведениям поставлялся в конце 80-х годов в Югославию (неточно).

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Шасси   МТ-ЛБ
3 Мощность двигателя ЯМЗ-238В л.с. 240
4 Максимальная скорость км/час 62
5 Скорость на плаву км/час 9
6 Боевая масса кг 12 300
7 Бронирование мм 7 - 14
8 Длина по корпусу мм 6400
9 Ширина мм 1800
10 Высота в походном положении мм 2850
11 Вооружение ПТУР 9М114, 9М120
12 Запас хода по топливу км 500
13 Боекомплект ПТУР 12
14 Угол горизонтального обстрела градус 85
15 Угол возвышения максимальный градус 15
16 Угол склонения градус - 2
17 Время приведения в боевое положение сек. 20
18 Скорострельность пуск/мин. 3-4
19 Максимальная дальность пуска -9М114

                                                              -9М120

м 5000

5800

20 Минимальная дальность пуска                    м 500
21 Стартовая масса ракеты - 9М114

                                               - 9М120

кг 31,4

33,

22 Масса боевой части         -9М114

                                              -9М120

кг 5,3

7,4

23 Длина ракеты 9М114 мм 1165
24 Размах стабилизаторов 9М114 мм 468
25 Скорость ракеты на активном участке траектории м/сек 560
26 Калибр ракеты 9М114 мм 130
27 Время полета при пуске на максимальную дальность -9М114

                                                                                                      -9М120

сек. 14,5

15

28 Бронепробиваемость  -9М114

                                          -9М120

мм 650

950

29 Система наведения   Полуавтоматическая, радиокомандная с защитой от радио и ИК помех
30 Средства связи радиостанция Р-123М

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru