СТАНЦИЯ НАЗЕМНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ РАЗВЕДКИ СНАР-10 1РЛ232 "ЛЕОПАРД"

 Средства артиллерийской разведки и управления огнем

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Радиолокационный комплекс  1Л219М "Зоопарк
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

   Обобщая опыт боевого применения артиллерийских радиолокационных станций (РЛС) типа СНАР (станция наземной артиллерийской разведки СНАР-1, СНАР-2, СНАР-6) командование ракетных войск и артиллерии пришло к выводу, что РЛС, применяющаяся практически на переднем крае в боевых порядках общевойсковых подразделениях должна иметь бронирование, обеспечивающее более высокую живучесть по сравнению с существующими, более высокую автономность при выполнении боевых задач и более современные средства связи. Исходя из этих выводов, к лету 1966 г. специалисты Главного ракетно - артиллерийского управления совместно с сотрудниками заинтересованных ведомств, выработали тактико - технические требования (ТТТ), условия которых предусматривали создание СНАР нового поколения. Головным предприятием по производству опытно - конструкторских работ (ОКР) по означенной теме, которая получила наименование "Леопард" было определено ОКБ тульского завода "Арсенал" (ныне ПАО "НПО "Стрела" г. Тула). Общее руководство ОКР было возложено на талантливого советского конструктора в области создания радиолокационных систем, руководителя ОКБ В.И. Симачева, схемно - техническим сектором ОКР руководил Н.Т. Склякин, конструкторским - Ю.В. Королев. В качестве шасси первоначально предполагалось использовать базу БМП - 1, которая проходила в это время государственные испытания. Новый мобильный комплекс РЛС "Леопард" должен был оснащен собственными средствами навигации, топопривязки, связи, электропитания и современными средствами жизнеобеспечения расчета. Развертывание СНАР на позиции предусматривалось без выхода расчета из машины. Новая РЛС для СНАР разрабатывалась в миллиметровом диапазоне, в целях повышения помехозащищенности комплекса. В 1969 г., учитывая огромную потребность в БМП-1 в войсках, была издана очередная директива Генерального Штаба, исходя из положений которой, разработчикам по теме "Леопард" предписывалось отказаться от идеи использовать базу БМП-1 в качестве шасси нового комплекса и настоятельно рекомендовалось в качестве последнего рассмотреть транспортер МТ-ЛБ разработки Харьковского тракторного завода (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод"). В октябре 1970 г., точно по графику ОКР, машина была представлена на государственные испытания, которые производились в воинской части 21374 (28 испытательный полигон ГРАУ, ныне испытательный полигон ФГУП "3-й ЦНИИ" МО РФ п. Смолино Дзержинского района Нижегородской обл.), которые успешно завершились 30 декабря того же года. В конце 1971 года машина была принята на вооружение под названием станция артиллерийской разведки СНАР-10 с индексом ГРАУ 1РЛ232. Несмотря на то, что организация серийного производства СНАР планировалось на 1972 г., реально оно было осуществлено лишь в 1973 г. на заводе "Арсенал" (ныне ОАО "Тульский завод "Арсенал"".) Ежегодно производилось 40-50 машин. Производство СНАР-10 было завершено в 1991 году.
   Станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 представляет собой когерентно - импульсную РЛС  8 мм диапазона волн, смонтированную на шасси многоцелевого транспортера МТ-ЛБ и предназначенную для разведки наземных и надводных целей на фоне местных предметов и пассивных помех, а также для обслуживания стрельбы своей артиллерии. В аппаратуре СНАР реализован активный импульсный метод определения дальности до цели. Основным принципом этого метода является фазометрическое измерение дальности, заключающегося в том, что время между моментами излучения зондирующих  импульсов и приема отраженного от цели импульса, оценивается величиной сдвига фаз между двумя синусоидальными напряжениями: эталонным и измеренным. СНАР-10 ведет разведку с применением системы селекции движущихся целей (СДЦ). При работе СДЦ на экране индикатора обнаружения отображаются отметки только движущихся целей. В качестве отличительного признака движущейся в системе СДЦ используется наличие доплеровского сдвига частоты отраженного импульса. Специальное оборудование СНАР-10 обеспечивает выполнение следующих основных задач:
   - ведение разведки наземных движущихся и неподвижных целей (обнаружение, определение типа цели и количественного состава групповой цели, определение полярных и прямоугольных координат);
   - ведение разведки надводных целей (обнаружение кораблей, судов, десантных высадочных средств и т.д.);
   - определение полярных и прямоугольных координат разрывов своих снарядов и мин и корректирование с их помощью огня своей артиллерии;
   - определение расположения передовых подразделений и переднего края обороны противника;
   - топогеодезическая привязка элементов боевого порядка подразделений наземной артиллерии.
  
 В состав оборудования СНАР-10 входят:
   1. Средства разведки и наблюдения: радиолокационная станция 1РЛ127 в составе:
передающая система с АПЧ магнетрона; антенная и волноводная системы; приемная система с системой СМГ; система измерения дальности; система селекции движущихся целей; система управления и отсчета; система преобразования координат; индикаторная система. Дневной наблюдательный прибор ТВ-240,  перископический прицел ПП-61Б, ночной перископический прибор механика-водителя  ТВН-2Б, восемь наблюдательных приборов ТНПО-170А, дозиметрический прибор ДП-3Б.
   2. Средства навигации и ориентирования: механический датчик пути, курсопрокладчик 1В44   (КП-4), гирокурсоуказатель  1Г13М, гирокомпас 1Г11Н, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, дальномер саперный типовой ДСТ-451 (ДСП-30), номограмма инструментального хода (НИХ).
    3. Средства связи: две радиостанции Р-123М,  танковое (внутреннее) переговорное устройство (ТПУ) Р-124 (1Т803М) на четыре абонента, два телефонных аппарата ТА-57, катушка ТК-2 с кабелем (500 м);
    4. Средства сигнализации:  укладка для ракетницы СПШ и комплекта осветительных ракет.
    5. Вооружение: 7, 62 мм пулемет ПКТ, укладки для автоматов экипажа и ручных гранат.
    6. Инженерное имущество: комплект шанцевого инструмента, укладка для маскировочной сети с размером полотна 6000Х9000 мм.
    7. Средства жизнеобеспечения: фильтр - вентиляционная установка (ФВУ) с фильтр - поглотителем ФПТ-200М, дегазационный комплект ТДП, водооткачивающий насос, три огнетушителя ОУ-2.
    8. Средства электропитания: бензоэлектрический агрегат АБ-4-0/230/4-400-А, генератор Г290В-О,  две аккумуляторные батареи (АКБ) 2СТ-70М.

  
Расчет машины включает следующих лиц: начальник станции наземной артиллерийской разведки, командир отделения - старший оператор, старший топогеодезист - оператор, механик - водитель-электрик.
   
СНАР-10 состоит из следующих основных узлов и агрегатов: бронекорпус с установленной на нем вращающейся башней, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, электрооборудование, специальное оборудование. Бронекорпус машины изготовлен из броневых листов толщиной 7 - 14 мм изготовленных из катанной броневой стали соединяемых сварными швами. К нижнему лобовому листу крепится волноотбойный щит. Броневые листы установлены под рациональными углами наклона и защищают расчет от поражения стрелковым оружием калибра 7, 62 мм и осколков.   Ходовая часть машины состоит из двенадцати обрезиненных сдвоенных ребристых катков (по шесть с каждого борта), четырех гидроамортизаторов, двух направляющих и двух ведущих колес расположенных впереди. Гусеницы машины с открытыми металлическими шарнирами (ОМШ)  по 108 траков в каждой. Движение на плаву осуществляется посредством вращения гусениц и навесного специального оборудования.
   В передней части корпуса располагаются трансмиссионного отделение и отделение управления. В состав трансмиссии входят сцепление, промежуточный редуктор, центральный карданный вал, главная передача и две бортовые передачи.
    Отделение управления. В нем оборудованы рабочие места механика-водителя и топогеодезиста. Рабочее место механика-водителя расположено между главной передачей и двигателем с левой стороны от центральной карданного вала. Перед креслом механика-водителя расположены контрольно-измерительные приборы. Над сидением механика-водителя имеется люк с крышкой. В верхнем броневом листе впереди люка установлены три наблюдательных прибора ТНПО-170А. При движении ночью вместо среднего ТНПО-170А устанавливается ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, в дневное время ТВН-2Б крепится в укладке, расположенной справа от сидения механика-водителя. Кроме того, на рабочем месте механика-водителя расположены механизмы управления машиной. С левой стороны от сидения механика-водителя в борту установлен стеклоблок Б-2 и прибор А-4 ТПУ. Сзади сидения к нижнему листу крепится дозиметрический прибор ДП-3Б. Справа и чуть сзади сидения механика-водителя установлено сидение топогеодезиста. Над сидением на крыше установлена вращающаяся башенная установка ТКБ-01-1 с 7, 62 мм ПКТ и перископическим прицелом ПП-61Б. По двум сторонам башенной установки установлены два наблюдательных прибора ТНПО-170А. Непосредственно перед сидением топогеодезиста установлены курсопрокладчик КП-4, слева от него радиостанция Р-123М с блоком питания, справа от КП-4 панель управления прибора ДП-3Б. На правом борту расположены четыре укладки для пулеметных коробок ПКТ и прибор А3 ТПУ. Справа от сидения в бронелисте установлен стеклоблок Б-2. Сзади сидения топогеодезиста установлен отсек ФВУ. В проходе между отделением управления и боевым отделением у левого борта установлены гирокомпас 1Г11Н, гирокурсоуказатель 1Г13М и контрольный элемент.
    Моторное отделение распложено в средней части корпуса и отделено от отделения управления и боевого отделения двумя теплошумоизолиционными перегородками. В нем установлен восьмицилиндровый, V-образный четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238В со всеми агрегатами и системами.
    Боевое отделение расположено в
кормовой части корпуса и во вращающейся башне. В передней части отделения у правого борта установлены бензоэлектрический агрегат и аккумуляторный отсек. К лобовому листу башни крепится шкаф индикаторов. В левой части отделения оборудовано рабочее место начальника СНАР. Над сидением начальника станции в верхнем листе башни имеется люк с откидывающейся крышкой. Слева и справа от люка установлены два прибора наблюдения ТНПО-170А. Впереди люка установлен дневной прибор наблюдения ТВ-240. Непосредственно перед сидением начальника установлена панель управления и автоматизированный планшет. Слева на боковом листе закреплена вторая радиостанция Р-123М с блоком питания и пульт управления ТПУ. Справа от рабочего места начальника станции располагается сидение старшего оператора. Над сидением старшего оператора в верхнем листе башни имеется люк с откидывающейся крышкой. Впереди люка установлен наблюдательный прибор ТНПО-170А. Прямо перед сидением старшего оператора расположен шкаф индикаторов и планшет оператора. Справа от сидения оператора на правом борту расположен блок гетеродина, антенно-волноводный блок и прибор А2 ТПУ. В кормовой части боевого отделения установлены антенная система и передающее устройство. Отражатель антенного устройства с подъемным механизмом и приводом установлены снаружи в кормовой части машины.
        СНАР-10 стала первой наземной РЛС нового поколения, способная вести разведку в любое время суток, сложных метеоусловиях (кроме сильного снегопада и дождя), в условиях задымления и тумана. Отличительной особенностью СНАР-10 является высокая точность определенных координат. Вместе с тем, эксплуатация СНАР требовала достаточно высокой квалификации членов расчета. Станция состоит на вооружении вооруженных сил России и армий многих бывших советских республик. Поставлялась на экспорт в страны - участники организации Варшавского договора и, вероятно, в Ирак и Иран.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 4
2 Шасси   МТ-ЛБ
3 Мощность двигателя ЯМЗ-238В л.с. 240
4 Максимальная скорость км/час 60
5 Скорость на плаву км/час 6
6 Боевая масса кг 12 200
7 Бронирование мм 7 - 14
8 Длина по корпусу мм 6454
9 Ширина мм 2850
10 Высота в походном положении мм 2200
11 Вооружение пулемет 1 х 7,62 мм ПКТ
12 Запас хода по топливу км 500
13 Боекомплект шт. 1000
14 Радиолокационная аппаратура                 Передающая система с АПЧ магнетрона

Антенная и волноводная системы

Приемная система с системой СМГ

Система измерения дальности

Система селекции движущихся целей

Система управления и отсчета

Система преобразования координат

Индикаторная система

 

15 Средства оптической разведки и наблюдения Перескопический визир

Перескопический прицел

Буссоль

ТВ240

ПП-61Б

ПАМ-2АМ

16 Навигационная аппаратура  

курсопрокладчик КП-4 (1В44)

гирокомпас 1Г11Н

гирокурсоуказатель 1Г13М

17 Максимальная дальность засечки целей                               км 50
18 Минимальная дальность засечки целей м 300
19 Дальность наблюдения наземных разрывов км до 10
20 Дальность наблюдения надводных разрывов км до 23
21 Сектор обзора в горизонтальной плоскости градус 26
22 Рабочий диапазон волн мм 8
23 Средства связи радиостанция Р-123М

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru