АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ ПОЗИЦИЙ АРТИЛЛЕРИИ ПРОТИВНИКА И КОНТРОЛЯ СВОИХ ОГНЕВЫХ СРЕДСТВ 1Л219 "ЗООПАРК-1"

 Средства артиллерийской разведки и управления огнем

ГЛАВНАЯ

Карта сайта Сухопутные войска Ракетные войска и артиллерия
 

 

СОДЕРЖАНИЕ
76 мм полковая пушка обр.1943г. ОБ-25
3 дм. (76 мм)  пушка обр. 1900г.
3 дм.  (76 мм) пушка обр. 1902г.
122 мм  пушка обр. 1931/37 гг.     А-19
6 дм. (152 мм) осадная пушка обр. 1910 г.
152 мм  пушка  обр. 1935 г.    Бр-2
152 мм самоходная пушка  2С5 "Гиацинт"
203 мм  самоходная пушка 2С7 "Пион"
37 мм  противотанковая пушка обр. 1930 г. 1-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1932 г. 19-К
45 мм  противотанковая пушка  обр. 1937 г. 53-К
45 мм  противотанковая пушка обр. 1942 г. М42
48-лн. (122 мм) полевая гаубица обр. 1909 г.
122 мм  гаубица обр. 1938 г.    М-30
152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1
203 мм гаубица  обр. 1931 г.  Б-4
122 мм  самоходная гаубица  2С1 "Гвоздика"
152 мм  самоходная гаубица  2С3 "Акация"
152 мм гаубица-пушка обр. 1937 г.  МЛ-20
280 мм мортира  обр. 1939 г.  Бр-5
120 мм  самоходное орудие  2С9 "Нона"
58 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Ф-Р
90 мм бомбомет (миномет) обр. 1915 г. Г-Р
240 мм   самоходный миномет  2С4 "Тюльпан"
76 мм  динамореактивная пушка обр.1931 г.  БПК
82 мм  станковый гранатомет  СГ-82
82 мм безоткатное орудие  Б-10
107 мм  безоткатное орудие  Б-11
73 мм  СП Г-9 "Копье"
76 мм  Самоходная  установка  СУ-76
122 мм  самоходная  установка  СУ-122
152 мм  самоходная  установка СУ-152
85 мм  самоходная  установка  СУ-85
100 мм  самоходная  установка  СУ-100
85 мм   самоходная установка     АСУ-85
Тактический ракетный комплекс  2К5 "Коршун"
Тактический ракетный комплекс  2К1 "Марс"
132 мм боевая машина  БМ-13-16
82 мм боевая машина    БМ-8-24
82 мм боевая машина   БМ-8-48
300 мм  боевая машина БМ-31-12
140 мм боевая машина   БМ-14-16
240 мм  боевая машина  БМ-24
200 мм боевая машина  БМД-20
122 мм Боевая машина  БМ-21 "Град"
122 мм Боевая машина БМ-21В "Грпад-В"
Переносной комплекс ПТУР 9К11 "Малютка"
Переносной  комплекс ПТУР 9К111 "Фагот"
Боевая машина  ПТУР 2П27 "Шмель"
Боевая машина  ПТУР 2П32 "Фаланга"
Боевая машина  ПТУР 9П110 "Малютка
Боевая машина  ПТУР 9П122 "Малютка-М"
Боевая машина  ПТУР 9П133 "Малютка-П"
Боевая машина  ПТУР 9П137 "Флейта"
Боевая машина  ПТУР 9П148 "Конкурс"
Боевая машина  ПТУР 9П149 "Штурм-С"
Передовой разведывательный пункт ПРП-3 "Вал"
Передовой разведывательный пункт ПРП-4 "Нард"
Машина АР и УО 1В119 "Реостат"
К СУАО 1В12 "Машина-С
Машина СОБ 1В13
Машина командира батареи 1В14
Машина командира дивизиона 1В15
Машина начальника штаба дивизиона 1В16
КСАУО 1В17 "Машина-Б"
Радиолокационная станция СНАР-10 "Леопард"
Разведывательный комплексАРК-1 1РЛ239-1 "Рысь"
Трактор СТЗ-5
Трактор С-65 "Сталинец"
Тягач  ЗИС-42
Тягач АТ-Т
Транспортер МТ-ЛБ
Тягач МТ-Т

 

   Разработка нового автоматизированного многофункционального радиолокационного комплекса разведки позиций артиллерии противника и контроля своих огневых средств, для замены артиллерийского радиолокационного комплекса АРК-1 "Рысь", началась осенью 1981 г. на основании Постановления Совета Министров СССР (СМ СССР) от 5 июля 1981 г. В Постановлении содержалось требование на независимую разработку  двух комплексов по единым тактико-техническим требованиям (ТТТ). Все работы по созданию нового РЛК получили шифр "Зоопарк". Годом окончания работ и принятия комплекса на вооружение определялся 1991. Головными предприятиями для разработки проектов, тем же Постановлением, были определены ОКБ завода "Арсенал" (ныне ПАО "Научно-производственное объединение "Стрела"", г. Тула) и КБ "Искра" (ныне казенное предприятие Научно-производственный комплекс "Искра", г. Запорожье Украина). К работам привлекались и другие объединения и предприятия: завод "Арсенал" (ныне ПАО "Научно-производственное объединение "Стрела"", г. Тула) с задачей по изготовлению опытных образцов, Производственное объединение "Тантал" (ныне ОАО "Тантал", г. Саратов) - разработка дискретного фазовращателя, Ленинградское объединение электронного приборостроения "Светлана" (ныне ПАО "Светлана", г. Санкт-Петербург) - разработка элементарной базы, Научно-производственное предприятие "Исток" (ныне ФГУП "НПП Исток", г. Фрязино Московской обл.) - разработка СВЧ-аппаратуры, Электромеханический завод им. Владимира Ильича (ныне ОАО "ЗВИ" (Московский электромеханический завод им. Владимира Ильича) г. Москва) - разработка генератора отбора мощности. В целях унификации аппаратной базы комплексов "Зоопарк-1" (НПО "Стрела") и "Зоопарк-2" (ПО "Искра"), приказом Министерства Радиопромышленности СССР (Минрадиопром СССР) на ОКБ ПО "Искра" возлагалась разработка обнаружителя, цифрового устройства первичной обработки информации, задающего генератора и формирователя сигнала фазокодовой манипуляции (ФКМ - сигнала). В НПО "Стрела" планировалось разработать электромеханический планшет отображения информации на топографической карте и алгоритмы экстраполяции траектории полета снарядов. Очередным приказом Минрадиопрома главным конструктором по теме "Зоопарк" назначался директор НИИ "Стрела" В.И. Симачев, его заместителем - М.А. Ромм, ведущими заместителями главного конструктора: по схемно-технической части - В.Ф. Барабанщиков, по конструкторской части - Ю.М. Мосьяков, по технологической части - А.Д. Соломенцев, по математическому и программному обеспечению - В.В. Водилов. В качестве шасси РЛК был выбран МТ-ЛБУ, шасси специально спроектированное в КБ Харьковского тракторного завода (ХТЗ, ныне АО "Харьковский тракторный завод") для 122 мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика". Эскизный проект комплекса был завершен и представлен для оценки государственной комиссии уже в 1983 г., технический проект был готов к осени 1984 г. К  1986 г. был разработан пакет конструкторской документации. В 1986 г. Постановлением СМ СССР от 19 июня того же года, комплекс "Зоопарк" включался в состав разведывательно-ударного комплекса, что в значительно изменило содержание ТТТ по сравнению с первоначальными. Возникла необходимость изменения конструкции многих элементов аппаратуры, а также и разработки новой. По этой причине предварительные испытания  опытных образцов комплекса начались только в октябре 1988 г. На государственные испытания "Зоопарк" был представлен в марте 1990 г. Они проводились на полигонах Московского и Приуральского Военных Округов одновременно. По итогам госиспытаний было установлено следующее:
1. Основные тактико-технические характеристики (ТТХ) представленного комплекса, соответствуют условиям ТТТ.
2. РЛК "Зоопарк-1" превосходит АРК-1 "Рысь":
- по сектору обзора - в два раза;
- по пропускной способности (объем обрабатываемой информации) - в 10 раз;
- по дальности ведения разведки - на 10%.
   Учитывая сложные политическую и экономическую обстановку в те годы на территории СССР, РЛК был принят на вооружение уже не Советской, а Российской Армии только в 1992 г. приказом Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами (ОВС) СНГ от 18 апреля 1992 г. под названием автоматизированного многофункционального радиолокационного комплекса разведки позиций артиллерии противника и контроля своих огневых средств 1Л219 "Зоопарк-1".  Серийное производство было организованно в том же году на Свердловском заводе электроавтоматики (ныне ОАО "Уральское производственное предприятие"Вектор"), где продолжается в достаточно скромных объемах до сих пор. После ликвидации СССР, на Украине в ОКБ ПО "Искра", работы по теме "Зоопарк" были продолжены уже самостоятельно, что привело к принятию на вооружение Вооруженными Силами Украины (ВСУ) в 2003 г. нового РЛК  под названием 1Л220У "Зоопарк-2". Сведениями о его серийном производстве не располагаю. Экспортные поставки комплекса 1Л219 в другие страны не осуществлялись, хотя на международных выставках и форумах, регулярно выставляется его модифицированный вариант.
      Автоматизированный многофункциональный радиолокационный комплекс разведки позиций артиллерии противника и контроля своих огневых средств 1Л219 "Зоопарк-1" производится и поставляется в войска в следующем составе:
1. Радиолокационная станция 1Л259 на шасси МТ-ЛБУ.
2.Машина технического обслуживания (МТО) 1И30 на шасси грузового автомобиля "Урал"-43203 для производства регламентных и ремонтных работ.
3. Дизельная силовая электростанция  ЭД30-Т230П-1 РПМ-1 на шасси стандартного автомобильного прицепа 2-ПН-2, предназначенная для питания электроэнергией аппаратуры комплекса при выполнении учебных задач, с целью сохранения моторессурса двигателя шасси.
   Радиолокационная станция 1Л259 представляет собой трехкоординатную моноимпульсную РЛС с фазированной антенной решеткой, работающая совместно с быстродействующей цифровой вычислительной системой, максимально автоматизирующей процесс боевой работы. Обзор зоны ответственности в режиме поиска цели или контроля стрельбы радиолокационная станция реализует при помощи дискретного сканирования радиолучом в секторе до 90˚ в горизонтальной и до 1˚ 48' в вертикальной плоскостях с постоянным углом места в 40˚. РЛС в состоянии автоматически обнаруживать летящие мины, снаряды и ракеты, сопровождать их и проводить траекторные измерения. По результатам этих измерений выполняется оценка движения полета снарядов, определяется вид стреляющих систем, вычисляются координаты огневых позиций противника с точностью, достаточной для осуществления эффективной контрбатарейной борьбы (в режиме разведки целей). Также производится расчет точек разрыва боеприпасов собственной артиллерии  (в режиме контроля). Одновременно с этим осуществляется формирование и передача сообщений с данными об огневых позициях противника, а также результатов стрельбы собственных средств поражения на командные пункты и пункты управления своих войск. РЛС комплекса 1Л219 работает в сантиметровом диапазоне и управляется бортовыми цифровыми вычислительными машинами типа «Электроника-81Б» и «Сайвер-2». Все операции по слежению за указанным сектором, обнаружению целей и выдаче обработанной информации производятся автоматически. Расчет комплекса имеет возможность следить за системами и, при необходимости, вмешиваться в их работу. Для вывода информации об обстановке на рабочих местах командира и оператора предусмотрены черно-белые экраны на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ).
    В состав расчета комплекса 1Л219 входят: а) расчет РЛС 1Л259 в составе: начальник расчета, командир отделения - оператор, механик-водитель; б) расчет МТО 1И30: техник, водитель-электрик.
     В ходе выполнения функциональных задач комплекс аппаратуры 1Л259 последовательно (в зависимости от включенного режима), автоматически выполняет следующие операции:
- автоматический поиск, обнаружение, захват и сопровождение баллистических целей (мин, снарядов) и управляемых боеприпасов на траектории их полета;
- измерение сферических координат баллистических объектов и управляемых средств поражения в процессе автоматического захвата и сопровождения;
- определение класса стреляющей системы;
- определение прямоугольных координат центра огневой позиции стреляющи систем в режиме разведки и точек падения баллистических объектов при контроле стрельбы в единой государственной системе координат;
- наведение управляемых боеприпасов и управления беспилотными летательными аппаратами;
- формирование, передачу и прием формализованных сообщений (кодограмм).
   В состав оборудования РЛС  1Л259 входят:
   1. Средства разведки и наблюдения: комплект аппаратуры РЛС 1Л259 в составе:  антенное устройство, передающее устройство,  устройство помехозащиты, волноводно-фидерное устройство,  устройство воздушного охлаждения, система жидкостного охлаждения,  устройство вторичного питания,  устройство развертывания и свертывания антенны, устройство первичного питания, приемное устройство, антенно-поворотное устройство, комплект аппаратуры быстродействующих цифровых вычислительных систем (БЦВС) «Электроника-81Б» и «Сайвер-2», электромеханический планшет отображения обстановки на топографической карте,  дневной перископический прибор МК-4, ночной перископический прибор механика-водителя  ТВН-2Б, пять наблюдательных приборов ТНПО-170А, прибор радиационной и химической разведки (ПРХР) ГО-27.
  2. Средства связи: две радиостанции Р-171,  устройство селективного вызова Р-012М,  внутреннее переговорное устройство (ВПУ) Р-124 (1Т803М) на четыре абонента.
   3. Средства навигации и ориентирования: комплект радионавигационной аппаратуры 1Т130М; автономная аппаратура топогеодезической привязки 1Т128-1:  артиллерийский гирокомпас 1Г40, курсопрокладчик КП-4 (1В44), механический датчик пути;  перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ, дальномер саперный типовой ДСТ-451 (ДСП-30), номограмма инструментального хода (НИХ).
   4.  Средства документирования и ввода информации: телеграфный аппарат СТА-М67Б;
   5. Средства обмена информацией по каналам передачи данных: два автоматических приемопередатчика команд (АППК) 1А30 , аппаратура передачи данных Т-244-1;
   6. Средства сигнализации:  укладка для ракетницы СПШ и комплекта осветительных ракет.
   7. Вооружение:  РПГ-7 (боекомплект 5 гранат), укладки для автоматов расчета и ручных гранат.
   8. Инженерное имущество: комплект шанцевого инструмента, укладка для маскировочной сети с размером полотна 6000х9000 мм.
   9. Средства жизнеобеспечения: фильтр - вентиляционная установка (ФВУ) с фильтр - поглотителем ФПТ-200М, дегазационный комплект ДК-4 , водооткачивающий насос, три огнетушителя ОУ-2, отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.
   10. Средства электропитания: дизельная силовая электростанция  ЭД30-Т230П-1 РПМ-1, генератор Г290В-О, генератор отбора мощности,  две аккумуляторные батареи (АКБ) 6СТ-190ТР.
   1Л259 состоит из следующих основных узлов и агрегатов: бронекорпус, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, электрооборудование, специальное оборудование.  Движение на плаву осуществляется посредством вращения гусениц и навесного специального оборудования. В бронекорпусе расположены:
    Отделение управления. В нем оборудовано рабочее место механика-водителя. Сидение механика-водителя расположено между главной передачей и двигателем с левой стороны от центральной карданного вала. У лобового листа ближе к левому борту размещены органы управления машиной. Над сидением механика-водителя имеется люк с крышкой. В верхнем броневом листе впереди люка установлены три наблюдательных прибора ТНПО-170А. При движении ночью вместо среднего ТНПО-170А устанавливается ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б, в дневное время ТВН-2Б крепится в укладке, расположенной справа от сидения механика-водителя. Рядом с сидением водителя размещается дополнительное рабочее место. На марше это сидение занимает начальник расчета. Прямо перед дополнительным сидением располагается пульт управления, справа - пульт управления ПРХР ГО-27. Сзади сидения расположен отсек ФВУ. Над сидением на крыше имеется люк в крышке которого установлен наблюдательный прибор МК-4, а слева от люка прибор наблюдения ТНПО-170А. Рабочее место начальника при боевой работе - за пультом индикаторного устройства в аппаратном отсеке. На лобовом листе под люками установлены координатор и радионавигационная аппаратура 1Т130М. Вдоль левого борта отсека на подкрылке размещены: щиток механика-водителя,  пульты управления кондиционерами  и отопителем, щит внешних соединений, силовой щит. За спиной водителя у левого борта установлена аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ). Оба рабочих места оборудованы приборами абонента   ВПУ.
    Моторное отделение расположено в средней части корпуса и отделено от отделения управления и боевого отделения двумя теплошумоизолиционными перегородками. В нем установлен восьмицилиндровый, V-образный четырехтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н со всеми агрегатами и системами.

Рабочее место начальника расчета в аппаратном отделении

 

Рабочее место начальника расчета в  отделении управления

Рабочее место оператора

   Аппаратное отделение расположено в кормовой части корпуса и отделено от моторного отделения теплошумоизолирующей перегородкой.  В средней части отделения  оборудованы рабочие места начальника расчета и командира отделения-оператора.  Они оборудованы сидениями и откидывающимися рабочими столиками. Прямо перед сидениями расположены черно-белые индикаторы отображения обстановки. Справа от сидения начальника на стойке размещено вводное устройство БЦВС. В передней части отделения на стойках смонтирована аппаратура ЭВМ "Электронника-81Б" и "Сайвер-2", телеграфный аппарат СТА-М67Б,  по бортам отделения размещены средства связи и электромеханический планшет отображения обстановки на карте, а также автономная аппаратура топогеодезической привязки и определения истинного азимута 1Т128 в комплекте. В кормовой части отделения размещаются электромеханические приводы подъемного и поворотного механизмов антенного устройства.    Все рабочие места в боевом отделении оборудованы приборами абонента внутреннего переговорные устройства, кроме того справа от сидения начальника имеется пульт управления ВПУ.   В кормовой части левого борта имеется люк с откидывающейся крышкой и крепления элементов водоходной системы, буксировочных тросов, запасных траков гусеницы. В кормовой части правого борта имеются люк с откидывающейся крышкой подключения СЭП, впереди его - люк пульта проводной связи. В средней части корпуса имеются крепления для элементов водоходной системы. В передней части правого борта имеются амбразура для ведения огня из личного оружия и воздушный датчик ПРХР ГО-27. В кормовом листе машины имется  кормовой люка с открывающейся дверью с установленным в ней наблюдательным прибором ТНПО-170А. На крыше аппаратного отсека  крепятся аппаратура антенно-поворотного  и антенного  устройств. Аппаратура, размещенная на антенно-поворотном устройстве и антенне, закрыта кожухами, аппаратура управления лучом, кроме того, расположена внутри фермы антенны.
 В корпусе машины имеются люки для доступа к аппаратуре,  агрегатам и механизмам.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения 1Л259 1И30 ЭД30-Т230П-1
1 Экипаж чел. 3 2 -
2 Шасси   МТ-ЛБ "Урал"-43203 2-ПН-2
3 Мощность двигателя ЯМЗ-238Н л.с. 240 - -
4 Мощность двигателя ЯАЗ-204Г л.с. - - 110
5 Мощность двигателя КАМАЗ-740 л.с. - 210 -
6 Максимальная скорость км/час 60 85 -
7 Скорость на плаву км/час 6 - -
8 Боевая масса кг 16095 10937 3770
9 Бронирование мм 14-17 - -
10 Длина по корпусу мм 7860 7995 6200
11 Ширина мм 2850 2550 2230
12 Высота в походном положении мм 3340 3220 2520
13 Высота в боевом положении мм 5340 - -
14 Запас хода по топливу км 500 800 -
15 Время приведения в боевое положение мин. 5 - -
16 Диапазон частоты 1В259 см G-H - -
17 Мощность РЛС кВт 30 - -
18 Сектор обзора по азимуту   40˚-60˚ - -
19 Дальность разведки: минометы 81-120 мм км 12-15 - -
20 Дальность разведки: орудия 105-155мм км 8-10 - -
21 Дальность разведки: РСЗО 122-240 мм км 12-20 - -
22 Дальность разведки: тактические ракеты типа "Ланс" км до 35 - -
23 Производительность РЛС (количество определенных огневых позиций в мин.)   10-20 - -
24 Количество сопровождаемых одновременно целей шт. 3-4 - -
25 Вероятность засечки огневой позиции по первому выстрелу   0, 8 - -

 

 

Предыдущая

Следующая

 

© Copyright 2011. А.К. Лысоченко                 E-mail: cris9@rambler.ru